При преодолении брода или быстрой езде по лужам всегда есть вероятность попадания воды в воздухозаборник двигателя. Если воды достаточно много а мотор работает на высоких оборотах то воздушный фильтр не становится помехой на пути водного потока который попадает прямиком в цилиндры. А дальше что? Начинается такт сжатия, поршень идет вверх, но вода в отличие от воздуха не сжимается, в какой то момент он останавливается и вся энергия раскрученного коленвала и маховика тратится на деформацию частей двигателя.
На фото результат гидроудара. Смотрим на левое фото - левый шатун прямой, а чем правее тем деформация шейки сильнее. В правый цилиндр вода попала первой, остальным досталось меньше. Но работать такой двигатель уже не будет без серьезного и дорогого ремонта. Этот вариант еще не самый жестокий, если какой-то из шатунов оборвется, то результатом будут повреждения блока цилиндров и головки после которых двигатель проще заменить чем отремонтировать.
Как избежать гидроудара ?
Самый простой и эффективный способ это установка шноркеля.
Шноркель или внешний воздухозаборник предохраняет двигатель вашего автомобиля от попадания воды и снижает количество пыли в засасываемом воздухе . Установить шноркель совершенно необходимо если вы часто преодолеваете водные преграды или планируете дальнее путешествие. Помните что через шноркель тоже можно набрать воды в двигатель если заехать достаточно глубоко или в его соединении с фильтром есть неплотности.
Если шноркеля нет и даже если он есть то не стоит пренебрагать элементарными правилами преодоления водных препятствий:
1. Не зная брода не суйся в воду - если глубина и харакатер дна не известны то стоит провести предварительную разведку пешком . Если вы едете без разведки , то въезжать в воду надо потихоньку, так чтобы оставалась возможность вернуться задним ходом если брод окажется слишком глубоким.
2. Проезжать брод надо не очень медленно чтобы не забуксовать в вязком грунте, но и не очень быстро чтобы не создавать волну перед бампером. Используйте пониженную передачу чтобы иметь запас тяги и не заглохнуть. Передачу в ручной кпп подбирайте так чтобы двигатель работал на средних оборотах, не газуйте. Если вода все таки попадет в двигатель, то чем больше будут в этот момент его обороты, тем печальнее последствия.
3. Реки с сильным течением и глубиной 1 метр и более без крайней необходимости не стоит. Если такая необходимость есть, то двигаться надо под острым углом к течению реки, ни в коем случае не ставя автомобиль поперек него. Если автомобиль все таки поплыл то есть шанс его остановить открыв окна и затопив салон.